Джордж Буш одобрил способ ухудшить отношения между Москвой и НАТО, подписав документ о готовности принять в Альянс Грузию и Украину. Выделяя на это деньги, Вашингтон, фактически, покупает названные страны как расходный материал, который нужен, чтобы усилить влияние США на границах России. Каждый товар имеет свою цену. И когда Саакашвили выставил Грузию на продажу Североатлантическому альянсу, покупатель (а это, в первую очередь, Соединенные Штаты) назначил вполне справедливую плату – исходя из принципа, которым руководствуются опытные купцы: «Скопом дешевле, чем в розницу». Чтобы окончательно испортить атмосферу доверия между Россией и НАТО, Джордж Буш решил в законодательном порядке втянуть в Альянс не совсем благополучные страны. Как на это отреагирует «Старая Европа», предположить не трудно. В полной мере ощутив на себе прелесть общения с восточными партнерами, вступившими в ЕС под давлением Вашингтона, ведущие страны Евросоюза сделали вывод, что дальнейшее расширение грозит интересам Европы. Североатлантический блок, где Вашингтон играет основную роль, а значит и диктует условия, еще не втянул в себя всех, кто в него стремится. Хотя НАТО уже предчувствует, что проблемы, возникшие вследствие расширения, перевесят радость сотрудничества. Подписание закона с громким названием «Акт 2007 года о консолидации свободы» и выделение 12 миллионов долларов в год на пять стран, в том числе Грузию, может означать только одно – эти государства никогда серьезно не рассматривались Вашингтоном как долговременные партнеры и в американской политике попадают только в разряд «расходных материалов». Развал Советского Союза дал возможность руководству республик выбирать нового хозяина, на первоначальном этапе более сильного, чем Москва. Тезис «Запад нам поможет» стал лозунгом 90-х годов. 11 сентября 2001 года выстроило ряд государств СНГ в прихожей президента США с целью выражения глубокой признательности за поддержку демократии и свободы слова. Но времена меняются. Соединенные Штаты потеряли возможность конструировать и управлять хаосом и конфликтами. Их позиция «глобального лидера» ослаблена, в некоторых регионах сведена на нет. Вашингтон вынужден маневрировать, создавая видимость своего влияния. Известно, что наиболее эффективно это делается путем подкармливания верхушки того или иного государства, чтобы поддержать иллюзию ее особой значимости. Это, однако, совсем не обязательно означает перспективу долговременное сотрудничества. Грузия – классический пример такого подхода. От политики Саакашвили шарахается Европа, а терпеливая Россия сталкивается с откровенным хамством грузинских властей. На этом фоне трудно предположить, что Америка не понимает, сколько осталось «неистовому Михаилу». А раз так, то о строительстве баз, перевооружении грузинской армии, переводе ее на стандарты НАТО не стоит помышлять – лучше создать видимость и выдать денег на покупку армейских пуговиц натовского образца. На что же еще может хватить 12 миллионов, поделенных на Албанию, Хорватию, Македонию, Грузию и, кстати, Украину, у населения которой к НАТО аллергия? Причем, растянув это удовольствие, можно неплохо использовать грузинскую территорию для нападения на Иран, а грузинских солдат – для операций в Афганистане и Ираке. Буш, как истинный руководитель государства, взял на вооружение лозунг дорогого Леонида Ильича Брежнева: «Экономика должна быть экономной!»
|